Перейти к контенту
leuzea

Лешие на болоте - только головы торчат

Рекомендуемые сообщения

Кочки похожие на головы. Как я их называю - головы леших (Фото и подпись от Александра К. - kuim) 
http://leuzea.ru/forums/rss/gallery/

лешие-3.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Леший – кто он такой и что он может

Леший – болотный черт (болотник, лешак), дитя черта и ведьмы водяной. Это существо из мира духов, умеющее передвигаться между разными мирами. Будучи духом, леший легко меняет свою форму – превращаясь то в пень, то в болотную кочку; а иногда и в человека, зверя или птицу.

 

Лешачиха – жена лешего. Дочь их называют кикиморой (болотницей). Это молодая женщина, которая увлекает людей в болото, нападает на них и шаля, ездит на них верхом до первых петухов. В Вятской губернии считали, что «плодом от сожития лешего с унесенной им девушкой бывает тоже леший, но не столько злой, как тот, который происходит от лешачихи. Лесные хозяева нередко появляются и в деревнях. Они пытаются соблазнять девушек, женщин. В Новгородской губернии записан рассказ о крестьянке, неосторожно пожелавшей видеть на месте пьяного мужа лешего. После этого лесной хозяин начинает каждый вечер ходить к ней через трубу.

 

Болото – типичное место обитания и действия рассказов о черте, что отражено и в поговорках: «Было бы болото, а черти будут»; «Всякий черт свое болото хвалит»; «Не ходи при болоте – черт уши обколотит» [Даль, 1880]. Болотные «обитатели» в народных воззрениях смешиваются с лешими, водяными, а называются при этом чертями. «Это болото пользуется у народа дурной репутацией; говорят, что в нем много чертей живет».

 

Образ лешего многопланов – ростом то с траву, то высотой в сосну, а обычно - простой мужичок, только кафтан у него запахнут на правую сторону и обувка обута наоборот. Обличьем с человеком схож, да только весь с головы до пят шерстью и травой оброс. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, схожие с травой. Нет у него на лице бровей и ресниц, глаза белые или свинцово-синие, и кровь у лешего синяя.

 

Леший – существо могущественное, вездесущее, обладающее властью над многими важнейшими сторонами человеческого бытия, в том числе и над судьбой человека. Поэтому всегда находились люди, кто даже живя поблизости от леса и болота – боятся входить в него (страх – имея за собой грех). Но были и есть люди, которые чувствуют себя в лесу и на болоте как дома и договариваются с лесными обитателями и духами, живя с ними в ладу.

 

За добрые помыслы и добрые услуги, которые иногда оказывают лешим ‘добрые знающие’ люди – те помогают им, а иногда даже награждают предметами, которые затем превращаются в ‘золото и самоцветы’. Леший также любит музыку и музыкантов; помогает хорошему поселянину пасти стадо и вспахать поле – таская на себе плуг в награду за «вершки» от урожая (т. е. за ботву выращенной тыквы). Лешие никогда не обижали маленьких детей, волею случая или по проклятию родителей оказавшихся в его владениях. Так как дети невинны и безгрешны, чаще всего видят оба мира, и поэтому они «родственны» и людям, и духам. У лешего можно и просто попросить помочь: тогда он может хорощего человека и к грибному месту вывести, и дорогу найти поможет заблудшему.

 

Оберегами от лешего служат соль и огонь, а также круг, очерченный осиновой палкой или ножом. По поверьям, леший страшится рябиновой палочки или веточки, которую не может перешагнуть. По легенде, вкус рябины испортил черт – потому что рябина была отличным средством против нечисти.

 

Ознакомиться подробно с проделками Леших, узнать - сколько их в лесу и где они обитают, какие правила общения с лешими и какие обереги от них – можно здесь:

1. Фото - Лешие на болоте, только головы торчат - http://leuzea.ru/forums/topic/12689-leshie-na-bolote-tolko-golovy-torchat/ | http://leuzea.ru/forums/gallery/image/79-kochki-pokhozhie-na-golovy/

2. Сборище леших на болоте - http://leuzea.ru/forums/topic/12695-sborische-leshikh-na-bolote/ | http://leuzea.ru/forums/gallery/image/85-leshie/

3. Лешие разного облика - http://leuzea.ru/forums/topic/12696-leshie-raznogo-oblika/ | http://leuzea.ru/forums/gallery/image/84-leshie/

 

Источники: 1) Фото Александра Кокшарова;

2) Энциклопедия монстров и духов - http://myfhology.info/monsters/leshiy-lesovik.html;

3) Леший - http://4stor.ru/uchebnik/duh/66456-leshiy.html;

4) Теория существ, духов и демонов (учебник) ¬– http://4stor.ru/uchebnik/duh/33127-leshiy.html

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Проделки леших
Лешие любят блуждать по лесу, качаться на ветвях деревьев; появляясь то здесь, то там, они свищут, хохочут, хлопают в ладоши, громко кричат на разные голоса: и ржут лошадью, и мычат коровой, и лают, и мяукают…

Человеку с худою душою - с лешим лучше всего не встречаться. Является он в разных видах, будучи по своей сути духом бескрылым, бестелесным и безрогим. Излюбленное его обличье - дряхлый старичок, вдруг ни с того - ни с сего возникающий перед путником в лесу. Может он действовать и заочно, издавая дикие, наводящие ужас крики, отчего человек сбивается с пути и затем долго плутает.

Лесной хозяин доброжелателен и нейтрален по отношению к тем, кто помнит о нем и старается почтить; разгневавшись, леший выгоняет охотников с солонцов (В. Сиб.), заводит в лесные чащобы (Олон.), «выбрасывает» из лесных избушек (Мурм., Олон.). «Лесной водит, идет человек по дороге, идет и не знает где» (Арх.); «Где тебя леший водит!» (Ирк.);

Излюбленное время лесовиков – прежде всего, сумерки, ночь. Но в полумраке лесной чащобы, на дорогах и тропинках они появляются и утром, и днем. По общераспространенным представлениям, в лесах, болотах пролегают невидимые «дороги лешего», попасть на которые очень опасно: лесной хозяин может «отбросить» попавшегося ему на пути человека, покалечить его или увести за собой, сгубить.

Достаточно часто леший «водит» не в наказание за какую-либо оплошность, неправильное поведение в лесу, а без причины, «просто так». Кознями лешего крестьяне объясняли непонятные, трагические происшествия: в тех случаях, когда человек без видимой причины долго блуждал или исчезал в лесу, говорили, что его «обошел» лесовик, что он попал «на дорогу лешего», которая и увела его прочь с человеческих путей, сгубила. Проклятых и заблудившихся, не сумевших найти дорогу домой или не «отведенных», не спасенных родными лесной хозяин забирает себе «в присягу».

Если бродить по лесу, то зайдя глубоко-глубоко, туда, куда люди не ходят, можно наткнуться на огромного, заросшего мхом лешего. По ночам лешие уходят спать в лесные сторожки, заранее задумывая, в которой они остановятся следующей ночью. Если незадачливый путник займет выбранную лешим избушку — ему несдобровать. Лесной хозяин приложит все усилия, чтобы выпроводить нежданного «гостя»: ветер будет шатать кровлю, распахивать дверь, а в лесу поднимется страшный ветер… Если человек не поймет этих предупреждений, будет и того хуже: он заблудится в лесу или завязнет в болоте, заведенный туда разгневанным лешим.

Порою леший сам начинает помогать соблюдающему все правила поведения в лесу или расположившему его к себе человеку. В рассказе из Архангельской области (Пинега) охотник жалеет, не убивает «медведицу с медвежатами, волчицу с волчатами, зайчиху с зайчатами»: «И пошел дальше, да и заблудился. Блуждал, блуждал, до болота дошел. Совсем деться некуда. Туг вдруг леший пришел. «Ты, – говорит, – мое стадо пожалел, а я, – говорит, – тебя пожалею», Взял его на спину и понес. Несет, несет, аж в зубах свистит, Стали уж деревни. «Ну, – леший говорит, – свой дом узнай». Тот и уцепился за трубу. Да и проснулся на печке, за горшок с кашей держится».

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Правила общения с лешими
Лешие бродят ночью, а днем спят. Лес и болото – огромный, непонятный для большинства людей живой организм, где обитают духи. Образ лешего впитал в себя и черты стихийного духа, и черты божества – зверя, птицы, растения, «хозяина» определенной территории и обитающих на ней зверей, а также одновременно покровителя живущих среди лесных просторов людей.

Избавиться от морочащего людей лесного духа можно было посредством молитвы или, напротив, матерной брани; рассмешив лешего; крикнув «овечья морда, овечья шерсть»; перевернув, перетряхнув одежду на левую сторону, переобувшись. По поверьям, леший страшился также соли и огня, очищенной от коры липовой палочки (лутошки) или рябиновой палочки, которую не мог перешагнуть.

Опасаясь быть «уведенными» лесным хозяином, крестьяне старались соблюдать определенные правила (избегали произносить проклятья, особенно «Веди, леший!», входили в лес, благословясь, испросив разрешения у лесовика, старались не шуметь, не оставаться в лесу в сумерки и т.д.).

Но поскольку и «след лешего», и «недобрая минута», в которую могло «увести», представлялись в принципе невидимыми и невычислимыми, то лес всегда таил в себе множество непредсказуемых опасностей и случайностей, облик которых нередко принимали лесные духи.

Леший оберегает лес от напастей, часто – от людей, отсюда страшные истории, про то, как голову заморачивает и с дороги сбивает. Лес – территория лешего, его дом, а поэтому лучше всегда быть вежливым, входя в него, чтобы ненароком не обидеть лесного хозяина.

В лесу лучше никогда не кричать, чтобы не тревожить обитающих в нем духов. Леший не любит крика, он может сам легко обернуться лесным эхом, знакомым голосом из чащобы, птичьим пересвистом, за которым не услышишь людей. Еще больше раздражает лешего свист, звук которого подобен для него воздействию высоких частот на человека (вызывает раздражение, беспокойство, панику). За свист в лесу леший может самолично отправиться к дому свистуна и перебить все стекла – чтобы в другой раз неповадно было досаждать лесному хозяину.

Недовольство лешего может выражаться и насылании на нарушившего покой леса болезни, и во внезапном страхе, и во внезапном помешательстве. Если человек из-за шуток лешего теряет дорогу из леса, он проваливается в иной мир, и может в нем остаться навсегда. Чтобы вернуться домой, надо перевернуть все в мире «с ног на голову», изменить привычные понятия, которые уже не спасают, согласиться ступить на пути «иного» мира.

Тогда леший принимает тебя за своего и отпускает. Люди выворачивали одежду наизнанку, переобували обувь с левой ноги на правую, выворачивали стельки, поворачивали шапку задом наперед, пытались читать молитвы. Но лешие никогда не обижали маленьких детей, волею случая или по проклятию родителей оказавшихся во владениях лесного хозяина. Дети, чаще всего, видят оба мира, и поэтому они «родственны» и людям, и духам. Скорее всего, лешие, мороча голову и путая следы, могли увести человека из мира реального в параллельный мир или же сопределье, где все почти такое же, как дома, но родной деревни может не существовать и т.п.

Считается, что то, что принадлежит лешему, окружается невидимой стеной, «закрывает», перетаскивая в «иной» мир, и лишь колдун может увидеть, где находятся пропавшие животные или вещи. Чтобы найти потерянную животину нужно выйти не оглядываясь на перекресток лесной дороги, оставить на нем два яйца и спросить первого попавшегося человека (который и будет лешим) – где искать пропажу.

С лешим можно договориться. Например, охотники и те, кто ходит лесными дорогами, заключают «договор» с лешим, чтобы дичь шла в силки, тропа не плутала, и никто не пугал ночами во время сна. Правда, договор двусторонний, и чтится обеими сторонами. У лешего можно и просто попросить: если он не озлоблен на весь белый свет, и на людей в частности, то он и к грибному месту выведет, и дорогу найти поможет. На поклон лесному хозяину приносят краюху хлеба (или блины), табачный лист, оставляют первый весенний улов.

Договаривались с лешими и пастухи, пасшие скотину в лесу, хотя условия, на которых договор заключался, могли быть странными. Так, леший обязывался (за пару крашеных яиц или же одну корову) сам пасти скотину, а пастух — не стричься, не собирать грибов, не здороваться ни с кем за руку, не перелезать через изгородь (нужное подчеркнуть). За нарушение договора леший мог сурово покарать, а то и искалечить охотника или пастуха, но мог и простить, если его успевали задобрить подарками.

Оберегами от лешего служат соль и огонь, а также круг, очерченный осиновой палкой или ножом, а также кусочек липовой ветки, очищенной от коры. Также считалось, что леший боится обгорелых головешек и железа. Если при встрече с лешими молитва не помогает, лучше всего грязно-матерно браниться. Впрочем, не любят лешие домовых (и предметы или животных, с ним связанные), которые живут рядом с людьми, помогая им по хозяйству.

По поверьям, леший страшится рябиновой палочки или веточки, которую не может перешагнуть. Согласно белорусской легенде, вкус рябины испортил черт, потому что рябина была отличным оружием против нечисти порчи. Бытовал такой знахарский метод: порченного человека обкладывали рябиновыми ветками, где были и ягоды и листья, поили при этом рябиновым настоем и через некоторое время порча снималась.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сколько в лесу леших
Леших в лесах может быть великое множество, от самых маленьких до старшего лесовика – великана.
По поверьям Олонецкой губернии, лесной царь «со своей женой – лесной царицей – правит в своем царстве, и ему повинуются все остальные лесные духи – лесовики, боровики и моховики...».

Лешего представляют и семейным, и одиноким. Женятся лешие очень шумно. «Поезд их всегда сопровождается сильным ветром и вихрем. Если поезд проезжает через деревню, то на многих домах сносит крыши, разметывает овины и клади, а в лесах – ломает сотни дерев» (Вятск.).

Сказывают, что взрослые лешие жили в лесу в избушке, брали в жены заблудившихся девушек, и вели самое обычное хозяйство. Только им ни сеять, ни жать, ни коров доить было не надо.

Лешачиха – жена лешего. Дети лешего – это унесенные и уведенные им крестьянские дети; и дети, рожденные в браке с лешачихой или кикиморой. Сюжет о деревенской бабе-повитухе, принимающей по настоянию лешего роды у его жены – один из самых популярных среди русских крестьян. «Жила у нас старуха, бабкой славилась. А у лешого дитя народилось. Он ту старуху и скрал» (Арх.).

В Вятской губернии считали, что «плодом от сожития лешего с унесенной им девушкой бывает тоже леший, но не столько злой, как тот, который происходит от лешачихи. Людская кровь-де в том стоит за себя. Леший, родившийся от девушки, пожалуй, рад бы делать и добро людям, но другие лешие при разделе лесов всегда стараются отмежевать ему такой участок, от которого верст на тысячу во все стороны нет никакого жилья».

Дочь лешего называют кикиморой (болотницей). Это молодая женщина, которая увлекает людей в болото, нападает на них и шаля, ездит на них верхом до первых петухов.

Среди русских крестьян популярны рассказы о том, как лесной хозяин не просто забирает к себе проклятую девушку, но и заботливо растит ее, выдавая затем замуж и возвращая людям. Возможно, что в подобных повествованиях отразились воспоминания о некогда бытовавшем обычае временной изоляции подростков, подготавливаемых к переходу в иную возрастную группу и вступлению в брак.

Лесные хозяева нередко появляются и в деревнях. Они пытаются соблазнять девушек, женщин. В Новгородской губернии записан рассказ о крестьянке, неосторожно пожелавшей видеть на месте пьяного мужа лешего. После этого лесной хозяин начинает каждый вечер ходить к ней через трубу.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фото и рассказы про леших (болотных чертей):

  1. Облик лешего
  2. Сколько в лесу леших
  3. Дела добрые леших
  4. Проделки леших
  5. Праздники леших в народном календаре
  6. Правила общения с лешими
  7. Место жительства лешего

Ознакомиться подробно с проделками Леших, узнать - сколько их в лесу и где они обитают, какие правила общения и какие обереги от них:
1. Фото - Лешие на болоте, только головы торчат - http://leuzea.ru/forums/topic/12689-leshie-na-bolote-tolko-golovy-torchat/ | http://leuzea.ru/forums/gallery/image/79-kochki-pokhozhie-na-golovy/
2. Сборище леших на болоте - http://leuzea.ru/forums/topic/12695-sborische-leshikh-na-bolote/ | http://leuzea.ru/forums/gallery/image/85-leshie/
3. Лешие разного облика - http://leuzea.ru/forums/topic/12696-leshie-raznogo-oblika/ | http://leuzea.ru/forums/gallery/image/84-leshie/

Источники: 1) Фото Александра Кокшарова; 2) Энциклопедия монстров и духов - http://myfhology.info/monsters/leshiy-lesovik.html; 3) Леший - http://4stor.ru/uchebnik/duh/66456-leshiy.html; 4) Теория существ, духов и демонов (учебник) – http://4stor.ru/uchebnik/duh/33127-leshiy.html

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×
×
  • Создать...